главная /СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА

Рубрику ведет психолог отделения профилактики Лайзан Ольга Тимофеевна

Для личной консультации Вы можете записаться в регистратуре детской поликлиники в удобное для Вас время.

Прием ведется в детском стационаре, ул. Кирова, 3, кабинет 112


Как преодолеть драчливость?

Как себя вести, если в поведении ребёнка возникла агрессивность, как реагировать на приступы ярости, попытки по любому поводу драться?

Во-первых, никогда не позволять самим себе проявлять агрессивное поведение.
Именно в 3-4 года наиболее сильной потребностью малышей является потребность быть, как взрослый, быть таким, как его отец или мать.
Достаточно один раз увидеть проявление агрессивности у взрослого, и малыш может воспроизводить подобное поведение в самых разных ситуациях. У агрессивных родителей становятся агрессивными и дети.

Во-вторых, нельзя за агрессивное поведение строго наказывать.
Если родители, борясь с проявлениями драчливости, сами будут кричать, размахивать руками, тем самым они становятся более выраженной негативной моделью, объектом для подражания и, тем самым, лишь усилят проявление агрессивности.

В-третьих, нельзя быть уступчивым и примирительно снисходительным по отношению к крайним проявлениям агрессивности.
Очень часто у детей с повышенной тревожностью как реакция на это тягостное состояние возникает усиление драчливости. Дети как бы вооружаются против всего мира, создают броню в виде угроз, злости, готовности к дракам.

Если на проявление агрессивности ребёнка родители никак не реагируют, это приводит к усилению и тревожности, и агрессивности.

Главное - разобраться в истинных причинах агрессивности. Если это недостаток активности – предоставить ребёнку все возможности для самостоятельной деятельности.
Если это дефицит внимания – отбросив все дела, компенсировать допущенную потерю.
Если это тревожность – устранить все возможные причины её возникновения.

Если в поведении маленького ребёнка появились агрессивность и упрямство, родителям следует направить свои усилия на изменения взаимодействия с ребёнком, изменить что-то в себе.

Искусство хвалить ребёнка

Многие родители хвалят ребёнка только за достижения при условии определённого результата.

- Поощрять можно и нужно все стороны поведения ребёнка, особое внимание необходимо уделять похвале за совершённое ребёнком усилие. Важно отметить его попытку, его старание осуществить правильное действие или верный нравственный поступок.

- Всякой успешной деятельности присуща одна специфическая особенность – ощущение успеха, радости собственного достижения, которые сами собой являются наградой, поощрением.

- Задача родителей - научить радоваться успеху. Очень хорошо, если поощрение подчёркивает и способность ребёнка к усилиям по достижению цели, и радость от достигнутого успеха.

- Родители часто используют поощрения, как и наказания, по логике естественных последствий: хорошо учишься – получай подарок, лакомства. Однако такие поощрения неправильны.

- Неверна позиция родителей, которые в качестве награды освобождают ребёнка от выполнения домашней работы.

- Как же хвалить, чтобы сохранить способность радоваться самому делу?

Вот формула истинно развивающего поощрения:

« Ты можешь! Сегодня ты сумел подняться над собственной слабостью, ленью, пассивностью. Ты сумел, ты стал ещё сильнее, ты преодолел, ты победил!»

- Необходимо подмечать любые, даже самые незначительные успехи ребёнка на пути к самосовершенствованию.

- Фиксировать и подкреплять самые малые ростки всего нового, более совершенного в его поведении.

- Эффективной мерой поощрения в семье является и поощрение путём расширения прав ребёнка. Здесь родителям следует быть особенно внимательными. Доступны ли они возрасту, а главное, личностным качествам ребёнка?

Как построить диалог с ребёнком

•Главное в установлении диалога – это совместное устремление к общим целям, совместное видение ситуаций, общность в направлении совместных действий.

•Это не обязательное совпадение взглядов и оценок. Чаще всего точка зрения взрослых и детей различна, что вполне естественно при различных опытах.

•Ребёнок, даже в самом малом возрасте, должен становиться не объектом воспитательных воздействий, а союзником в общей семейной жизни.

•Равенство позиций отнюдь не означает, что родителям, строя диалог, нужно снизойти до ребёнка, нет, им предстоит подняться до понимания «тонких истин детства».

•Равенство позиций в диалоге состоит в необходимости для родителей постоянно учиться видеть мир в самых разных его формах глазами своих детей.

•Постоянное и тактичное всматривание в эмоциональное состояние, внутренний мир ребёнка, в происходящие в нём изменения, в особенности его душевного строя – всё это даёт основу для глубокого взаимопонимания между детьми и родителями в любом возрасте.

•Контакт с ребёнком, как высшее проявление любви к нему, следует строить, основываясь на постоянном, неустанном желании познавать своеобразие его индивидуальности.

Воспитание и скука

В последние годы психологи слышат всё больше жалоб на скуку, скучающих детей.
Где же причины? Может быть, проблемы начались раньше, может быть, скука уже показывала своё лицо в более раннем возрасте, но оставалась незамеченной, не вызвала серьёзного родительского беспокойства?

•Действительно, если ребёнок безрадостен, ничем не может себя занять – это заметно и часто вызывает раздражение и недовольство родителей.

•Но не все знают, что излишняя подвижность, суетливость, задиристость, обидчивость, беготня – это тоже появление скуки.

•Если ребёнок скучает, значит, он бессознательно отвергает сегодняшний день, это может быть следствием неудовлетворённой потребности ребёнка в любви и ласке, потребности во внимании.

•Ведь нередки случаи преувеличенного внешнего выражения заботливости, внимания к физическому состоянию ребёнка, его внешнему виду, одежде, при незнании или непонимании его внутреннего мира.

•Скука – это всегда внутренняя слабость, пассивность личности, вялость характера

•Постоянные ограничения, замечания, предупреждения, запугивания приводят к тому, что ребёнок теряет вообще всякую способность к самостоятельности, активной деятельности, он приходит к убеждению, что его не наказывают в одном случае: когда он ничего не делает. Вот так возникают у ребёнка лень и скука, столь часто вызывающие огорчения и обиду родителей.

Родителям полезно провести следующий анализ:

- может мы затормозили любознательность и любопытство у нашего малыша?

- может быть, мы сами отняли у него желание трудиться, желание к самостоятельному действию?

- может быть, это случилось потому, что сами не любим свои домашние занятия, не видим в них радости и смысла?

Поставьте перед собой вопрос:
- Доброжелательно ли относитесь к другим людям?
- Как часто улыбаетесь, шутите?
Если ребёнок растёт в атмосфере жизнерадостности и бодрости, ему не бывает скучно, он растёт здоровым.

Как помочь ребёнку адаптироваться к новому учебному году после каникул?

Трудности в адаптации после летнего отдыха испытывают не только взрослые, но и дети.

Школьники любого возраста обязательно проходят период адаптации к школе:
•у первоклассников – 1,5 месяца

•у пятиклассников – месяц

•учащиеся старших классов привыкают к школе 2- 3 недели.

За летний период теряется способность быстро концентрироваться, а организм школьников успевает забыть о том, как справляться с учебными нагрузками. Это и не удивительно, ведь три летних месяца ребёнок отдыхал, спал сколько хотел и гулял когда хотел, допоздна смотрел телевизор, играл в компьютерные игры.

А теперь ему необходимо рано вставать, соблюдать дисциплину, выполнять домашние задания и активно работать на уроках.

Подобная нагрузка по плечу не каждому, в результате могут возникать различные трудности. У детей старше 10-12 лет они носят психологический характер, а вот младшие школьники могут испытывать и проблемы со здоровьем.

Помогать ребенку включаться в учебный процесс после длительных каникул лучше заблаговременно:

•с середины августа надо изменить режим дня – раньше ложиться спать и раньше вставать.

•Свести к минимуму занятия на компьютере и просмотр телевизора.

•Активный отдых (особенно на свежем воздухе) лучше всего помогает подготовиться к предстоящей учебе.

•Занятия спортом помогут справиться с учебными нагрузками, увеличат работоспособность и снизят утомляемость.

•Полезно будет вспомнить пройденный за прошлый год материал и выполнить летние задания. Задача родителей – проследить, чтобы все было сделано не в последний вечер перед первым учебным днем, а постепенно, на протяжении всего отдыха.

•С началом учебного года первое время не стоит загружать ребенка дополнительными занятиями в секциях и кружках. Ребенок должен прийти из школы, пообедать, час-полтора отдохнуть и после этого идти на дополнительные занятия. При этом у него должно оставаться время и на выполнение домашних заданий.

•Стоит также обратить внимание на правильное питание.

За лето у всех детей происходит качественный скачок в развитии, причем не обязательно со знаком плюс. Все зависит от обстановки, в которую ребенок попадает летом.

Первые недели учебы возможны проявления раздражительности, общей утомляемости.

Внутренняя эмоциональная напряженность может вызвать нарушения сна, двигательное беспокойство, разговоры во сне. Обычно за 2-3 недели ребенок адаптируется к школьной жизни, и все входит в нормальные рамки.

Лишней нагрузкой на организм может стать смена климатических поясов. Часто родители стараются подгадать возвращение с отдыха прямо к началу занятий. Делать этого не рекомендуется! На вашего ребенка, кроме привыкания к школе, навалится еще и акклиматизация.

Даже самому благополучному школьнику стоит уделить больше внимания в самом начале учебного года. Переход в новый класс, смена учителя, появление новых предметов – всегда стресс. Поэтому именно в сентябре чаще подбадривайте ребенка, обращайте внимания на его успехи, повышайте самооценку, мобилизуйте психику – «поднимайте ресурсность личности».

Какие симптомы могут служить признаками того, что у ребенка возникли какие-то проблемы в школе, учебе; что должно насторожить родителей?

- Если ребенок вскрикивает во сне, если утром он с трудом просыпается и жалуется на головную боль или боль в животе, отказывается от завтрака – значит, что-то не порядке. Многие родители просто не обращают на это внимания и даже усугубляют ситуацию упреками: « Как в школу идти или уроки учить – так живот болит». Но ведь бывает, живот действительно болит из-за сильного напряжения, из-за тревоги или ребенку просто что-то трудно дается.

Еще один признак – страхи самого разного характера или близкие слезы, когда ребенок без видимой причины начинает плакать.

Важно тонко подойти к ситуации, выяснить какие отношения с ребятами, учителем. За ребенком надо наблюдать в любом возрасте, разговаривать по душам, уметь слушать и слышать.

 kb51@kb51.ru
ФМБА России Институт повышения квалификации ФМБА Министерство здравоохранения РФ Пенсионный фонд России Федеральный фонд обязательного медицинского страхования
АО МСО Надежда СК Капитал-полис Медика Восток ВТБ Медицинское страхование СК Ингосстрах-М